Удостоверяющий центр (УЦ)
Цели создания удостоверяющего центра
- Внедрение юридически значимого электронного документооборота.
- Снижение финансовых и иных рисков, связанных с подменой электронных документов или отказом от их авторства.
- Повышение оперативности обслуживания клиентов.
Задачи удостоверяющего центра
- Оказание комплекса услуг по предоставлению сервисов выдачи квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи (СКП ЭП) для юридически значимого электронного документооборота.
- Предоставление сервисов служб штампов времени и актуальных статусов сертификатов для формирования усовершенствованной электронной подписи, что позволяет обеспечить долгосрочное архивное хранение электронных документов (превышающее срок действия СКП ЭП).
Современные требования к оперативности ведения бизнеса, оказания государственных услуг и межведомственного обмена приводят к вытеснению традиционного бумажного документа, заверенного собственноручной подписью и печатью, своим аналогом — электронным документом с электронной подписью, которая может использоваться в любых ситуациях, где необходима однозначная идентификация документа и его автора.
С вступлением в силу Федерального закона № 63ФЗ от 6 апреля 2011 года налоговая отчетность, банковские и иные документы, подписанные квалифицированной электронной подписью, признаются юридически равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручно. Квалифицированная электронная подпись также может использоваться для участия в торгах на коммерческих электронных торговых площадках, работы с основными государственными информационными системами, а также для организации закупок по 223ФЗ и т.д. Кроме того, когда возможно принятие соглашения между участниками электронного взаимодействия (например, в рамках внутренних процессов организации), может применяться и неквалифицированная электронная подпись. Технологии электронной подписи становятся более распространенными, что влечет за собой появление систем электронного документооборота, позволяющих повысить оперативность обработки документов, обеспечить их целостность и подтверждение авторства. Но реализация электронной подписи в корпоративной системе невозможна без инфраструктуры открытых ключей, ядром которой является корпоративный удостоверяющий центр.
Основными функциями удостоверяющего центра являются:
- регистрация пользователей УЦ;
- создание закрытых ключей электронной подписи (ЭП);
- создание и выдача сертификатов ключей проверки электронной подписи;
- приостановление, возобновление и аннулирование действия сертификатов;
- ведение реестра сертификатов;
- выдача сертификатов в виде документов на бумажных носителях, а также иные функции, установленные законодательством Российской Федерации.
Реализация функций удостоверяющего центра осуществляется на базе продукта ПАК «КриптоПро УЦ», разработанного лидером российского рынка в области систем криптографической защиты информации — КРИПТО-ПРО.
Одним из дополнительных преимуществ предлагаемой платформы является возможность выпуска на одном удостоверяющем центре как неквалифицированных, так и квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи. Это позволяет использовать удостоверяющий центр как для выпуска указанных сертификатов подписи, так и для выпуска технологических сертификатов (сертификаты вебсерверов/контроллеров домена, сертификаты аутентификации пользователей и пр.).
Ключевые возможности УЦ
- Ведение реестра зарегистрированных пользователей.
- Генерация ключей электронной подписи и ключей проверки ЭП.
- Ведение реестра запросов и заявлений на сертификаты ключей проверки ЭП.
- Ведение реестра сертификатов ключей проверки ЭП, изданных удостоверяющим центром.
- Ведение реестра запросов и заявлений на аннулирование (отзыв) и приостановление/возобновление действия сертификатов ключей проверки ЭП.
- Выполнение процедуры формирования запросов на отзыв сертификатов ключей проверки ЭП.
- Выполнение процедуры подтверждения подлинности ЭП.
- Предоставление доступа к списку отзыва сертификатов.
Архитектура и основные функции
Сервер Центра сертификации (ЦС) используется для формирования сертификатов ключей проверки ЭП пользователей и администраторов УЦ.
Сервер Центра регистрации (ЦР) используется для приёма заявок на выпуск сертификатов и управления сертификатами пользователей со стороны администратора и операторов УЦ.
Сервер резерва используется для резервного копирования баз данных ЦР и ЦС. Конфигурация указанного сервера обеспечивает возможность его использования в качестве платформы для развертывания ПО при выходе из строя одного из серверов УЦ.
Сервер базы данных используется для хранения совокупности информационных ресурсов УЦ, входящих в состав Центра сертификации и Центра регистрации.
Серверы CRL, TSP/OCSP предназначены для выполнения функций службы штампов времени, функционирующей по протоколу TSP (TimeStamp Protocol), установления статуса сертификатов на основе протокола OCSP (Online Certificate Status Protocol), а также предоставления пользователям по запросу списка отозванных сертификатов, сертификатов ключей проверки ЭП УЦ.
КриптоПро HSM обеспечивает генерацию и хранение ключей ЭП УЦ.
Преимущества от внедрения
- Оптимизация расходов на внедрение и эксплуатацию систем юридически значимого электронного документооборота и систем аутентификации на основе сертификатов.
- Снижение затрат на использование электронной подписи в корпоративных информационных системах за счёт отказа от услуг внешнего удостоверяющего центра.
- Повышение защищённости корпоративной сети с использованием технологий аутентификации и создания защищённых соединений на базе сертификатов открытых ключей.