Что год грядущий нам готовит? Обзор перспектив развития в 2025 году нормативной базы ФСТЭК России в области защиты информации
Двенадцатого февраля этого года в рамках форума "Технологии безопасности 2025" (ТБ-Форум 2025) состоялась конференция "Актуальные вопросы защиты информации", на которой представители ФСТЭК России предъявили общественности планы развития и совершенствования нормативной базы в области защиты информации на 2025 год и ближайшую перспективу.
Эти планы оказались достаточно впечатляющими и касаются нормативного регулирования практически по всем направлениям защиты информации в рамках предоставленных ФСТЭК России полномочий: защита информации в ГИС, обеспечение безопасности критической информационной инфраструктуры, сертификация средств защиты и аттестация объектов информатизации.
- Совершенствование требований по защите информации, обрабатываемой в государственных информационных системах (ГИС)
Официальная версия проекта приказа ФСТЭК России "Об утверждении Требований о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, иных информационных системах государственных органов, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений" была размещена для общественного обсуждения 28 декабря 2024 г.
Необходимо отметить, что существенно расширяется область действия новых требований. Они будут распространяться на:
• государственные информационные системы, иные информационные системы государственных органов, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений;
• иные (негосударственные) информационные системы в случае передачи в них из государственной информационной системы информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством.
• по защите информации при взаимодействии оператора (обладателя информации) с подрядными организациями;
• по обеспечению защиты информации при использовании для функционирования информационных систем искусственного интеллекта;
• по обеспечению доверия при взаимодействии субъектов и объектов доступа в распределенных информационных системах.
В отличие от версии проекта приказа, опубликованной 28 декабря 2024 г., срок его вступления в силу переносится на год вперёд – на 1 сентября 2026 г.
Приказ ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. № 17 с 1 сентября 2026 г. будет отменён.
- Совершенствование требований по безопасности объектов критической информационной инфраструктуры
- Совершенствование системы аттестации объектов информатизации
• по анализу уязвимостей ИС;
• по функциональному тестированию механизмов защиты системы защиты информации ИС;
• по тестированию ИС в обход её системы защиты информации (тестирование на проникновение).
• Методика испытаний систем защиты информации информационных систем путем осуществления тестирования её функций безопасности (функционального тестирования);
• Методика анализа уязвимостей в информационных системах;
• Методика испытаний систем защиты информации информационных систем путем тестирования на проникновение.
- Совершенствование системы сертификации средств защиты информации
• Требования по безопасности информации к средствам обнаружения и реагирования уровня узла (EDR);
• Требования по безопасности информации к средствам антивирусной защиты (новая редакция);
• Требования по безопасности информации к межсетевым экранам (новая редакция);
• Требования по безопасности информации, устанавливающие уровни доверия к средствам технической защиты информации и средствам безопасности информационных технологий (новая редакция);
• Требования по безопасности информации к средствам контроля за действиями привилегированных учётных записей.
• особенности сертификации СЗИ, в состав которых входят заимствованные программные компоненты с открытым исходным кодом;
• повышение безопасности СЗИ, в состав которых включены средства контейнеризации или образы контейнеров;
• повышение безопасности СЗИ, в состав которых включены интерпретаторы, веб сервера и сервера приложений;
• новая редакция Методики выявления уязвимостей и недекларированных возможностей в программном обеспечении;
• рекомендации по мерам по повышению защищённости инфраструктуры разработки программного обеспечения.