Контакты Скачать
  • Главная
  • Компания
  • История
  • Акционерам и инвесторам
  • Регалии
  • Лицензии и сертификаты
  • Партнеры
  • Руководство
  • Проектный опыт
  • Отзывы заказчиков
  • Пресс-центр
  • Карьера
  • Продукты
  • БДМ
  • ЗАСТАВА
  • Продукты других производителей
  • Услуги и решения
  • Соответствие требованиям
  • Аудит ИБ
  • Облака и виртуализация
  • Управление ИБ
  • Управление доступом
  • Сетевая безопасность
  • Защита приложений
  • Поддержка и аутсорсинг
  • Защита АСУТП
  • Защита ГИС
  • Защита от вредоносного кода, спама и контроль трафика
  • Центр компетенции
  • FAQ
  • Экспертный совет
  • Комментарии экспертов
  • Материалы мероприятий
  • Информаториум
  • Видео и скринкасты
  • Новости
  • Мероприятия
  • Календарь мероприятий
  • Партнерам
  • Архив мероприятий
  • Новый год – новые требования ФСТЭК России к защите информации государственных органов

    15.01.2025
    Булаев Михаил Александрович, ведущий консультант-аналитик

    В канун наступления 2025 года (28 декабря 2024 г.) на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов размещен проект приказа ФСТЭК России "Об утверждении Требований о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, иных информационных системах государственных органов, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений". Общественное обсуждение проекта завершилось 11 января 2025 г.
    Рассматриваемый проект приказа – это существенно переработанная версия, которая была размещена на сайте ФСТЭК России 8 августа 2024 г.

    Документ состоит из 4-х частей:
    I.   Общие положения.
    II.  Требования к организации деятельности по защите информации и управлению данной деятельностью.
    III. Требования к проведению мероприятий и принятию мер по защите информации.
    Приложение: Определение класса защищённости информационной системы.

    Какие новые требования предлагает установить регулятор?

    • Область применения
    Вводимые Требования применяются для обеспечения защиты (некриптографическими методами) информации, содержащейся в функционирующих на территории Российской Федерации государственных информационных системах, иных информационных системах государственных органов, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений (предотвращения несанкционированного доступа к информации, специальных воздействий на информацию (носители информации)) в целях ее добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней.

    В случае передачи информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — информация ограниченного доступа, конфиденциальная информация) из государственной информационной системы в иные информационные системы, информационная система, в которую передается информация ограниченного доступа, должна соответствовать рассматриваемым Требованиям.

    Таким образом, проект приказа весьма существенно расширяет область применения новых Требований. В отличие от требований, установленных приказом ФСТЭК России от 13 февраля 2013 г. №17, новые Требования распространяются:

         а)  не только на государственные информационные системы, но также на иные информационные системы государственных органов, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, а также на муниципальные информационные системы, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении;
         б)  требования на перечисленные в пункте а) информационные системы распространяются независимо от того, какая информация обрабатывается в этих системах: это информация ограниченного доступа или открытая (общедоступная) информация;
         в)  рассматриваемые Требования также могут распространяться и на другие информационные системы (негосударственные) в случае обработки и хранения в них информации, переданной из государственных информационных систем, соответствующих рассматриваемым Требованиям, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    • Значительная часть проекта посвящена требованиям к организации деятельности по защите информации и управлению этой деятельностью. Эти требования включают необходимость выполнения следующих мероприятий:
         а)  утверждение политики защиты информации;
         б)  определение лиц, ответственных за защиту информации;
         в)  применение программных, программно-аппаратных средств, предназначенных для защиты информации;
         г)  разработку и утверждение внутренних стандартов и регламентов по защите информации;
         д)  выделение организационных, технических и иных ресурсов, необходимых для защиты информации.

    По мнению регулятора, основными целями защиты информации должны являться:
              –  недопущение (исключение, снижение возможности) наступления негативных последствий (событий) от нарушения конфиденциальности, целостности, доступности информации;
              –  недопущение (исключение, снижение возможности) наступления негативных последствий (событий) от нарушения функционирования информационных систем вследствие реализации (возникновения) угроз безопасности информации.

    •  Далее проект устанавливает требования к 20-ти группам мероприятий по защите информации, содержащейся в информационных системах. 
    К этим мероприятиям относятся:
               •  выявление и оценка угроз безопасности информации;
               •  контроль конфигураций информационных систем;
               •  управление уязвимостями;
               •  управление обновлениями;
               •  обеспечение защиты информации при обработке и обращении с информацией ограниченного доступа;
               •  обеспечение защиты информации при использовании конечных устройств (точек);
               •  обеспечение защиты информации при использовании мобильных устройств;
               •  обеспечение защиты информации при удаленном доступе внутренних пользователей к информационным системам;
               •  обеспечение защиты информации при предоставлении пользователям доступа к информационным системам, предусматривающего возможность выполнения, изменения, записи, удаления программ и (или) данных в информационных системах (далее - привилегированный доступ);
             •  обеспечение мониторинга информационной безопасности;
             •  обеспечение разработки безопасного программного обеспечения;
             •  обеспечение физической защиты информационных систем;
             •  обеспечение непрерывности функционирования информационных систем при возникновении нештатных ситуаций;
             •  повышение уровня знаний и информированности работников оператора по вопросам защиты информации;
             •  обеспечение защиты информации при взаимодействии с подрядными организациями;
             •  обеспечение защиты от атак, направленных на отказ в обслуживании;
             •  обеспечение защиты информации при использовании искусственного интеллекта;
             •  обеспечение доверия при взаимодействии в информационных системах субъектов и объектов доступа;
             •  реализация в информационных системах мер по их защите и содержащейся в них информации;
             •  проведение контроля уровня защищённости информации, содержащейся в информационных системах.

    Реализация этих мероприятий должна осуществляться в том числе за счёт использования следующих базовых мер защиты (их всего перечислено 16). Группировка этих мер существенно отличается от группировки мер защиты, используемой в действующих требованиях, утверждённых приказом ФСТЭК России от 13 февраля 2013 г. № 17. Это:

             •  идентификация и аутентификация;
             •  управление доступом;
             •  регистрация событий безопасности;
             •  защита виртуализации и облачных технологий;
             •  защита технологий контейнерных сред и их оркестрации;
             •  защита сервисов электронной почты;
             •  защита веб-технологий;
             •  защита программных интерфейсов взаимодействия приложений;
             •  защита конечных устройств (точек);
             •  защита мобильных устройств;
             •  защита устройств "интернета вещей";
             •  антивирусная защита;
             •  обнаружение и предотвращение вторжений на сетевом уровне;
             •  сегментация и межсетевое экранирование;
             •  защита от атак, направленных на отказ в обслуживании;
             •  защита каналов связи и сетевого взаимодействия.

    В отличие от требований, установленных приказом ФСТЭК России от 13 февраля 2013 г. № 17, рассматриваемый проект Требований не устанавливает перечень (состав) мер защиты информации и их базовые наборы для соответствующих классов защищённости информационных систем. Дифференциация требований в зависимости от класса защищённости информационных систем производится по более обоснованному принципу – в зависимости от уровня возможностей (потенциала) нарушителя, которому должна противостоять система защиты информации. Меры защиты информационных систем и содержащейся в них информации, подлежащие реализации, должны обеспечивать защиту от нарушителей со следующими уровнями возможностей (пункт 53 Требований):
             –  в информационных системах 3 класса защищённости — меры защиты должны обеспечивать защиту от нарушителей с базовым уровнем возможностей;
             –  в информационных системах 2 класса защищённости — от нарушителей с повышенным уровнем возможностей;
             –  в информационных системах 1 класса защищённости — от нарушителей с высоким уровнем возможностей возможностями.

    Для информационных систем, на которые распространяются рассматриваемые Требования обязательным является:
             –  применение сертифицированных средств защиты информации;
             –  аттестация на соответствие рассматриваемым Требованиям в соответствии с Порядком организации и проведения работ по аттестации объектов информатизации, утвержденным приказом ФСТЭК России от 29 апреля 2021 г. № 77.

    В плане текущего контроля защищённости информационных систем вводится обязанность оператора периодически проводить оценку показателя защищённости Кзи и показателя уровня зрелости Пзи информационных систем, результаты которой должны направляться оператором во ФСТЭК России.

    • Уточнены критерии классификации информационных систем по требованиям защиты информации.
    Порядок классификации информационных систем приведен в приложении к рассматриваемому проекту Требований.
    Существенных отличий от порядка классификации, установленного требованиями, утверждёнными приказом ФСТЭК России от 13 февраля 2013 г. № 17, немного.
    Важно отметить, что классификации подлежат любые информационные системы, на которые распространяются рассматриваемые Требования, в том числе независимо от того, обрабатывается в них информация ограниченного доступа или нет.
    В порядок классификации вносятся некоторые полезные уточнения. В частности, устанавливается, что допускается присвоение отдельным сегментам информационной системы разных классов защищенности с реализацией требований по защите информации, содержащейся в сегментах, в соответствии с присвоенными классами защищённости. В этом случае на границе сегмента более высокого класса должны быть приняты меры по защите информации, предусматривающие исключение возможности несанкционированного доступа из сегмента системы низкого класса защищённости в сегмент более высокого класса защищённости.
    Классы защищённости информационных систем, функционирующих на базе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, не должны быть выше класса защищённости этой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
    Класс защищённости информационной системы определяется в соответствии с таблицей:

          
          Уровень значимости
                 информации

     
                                Масштаб информационной системы
     Федеральный
     Региональный
     Объектовый
                       УЗ 1             К1             К1            К1
                       УЗ 2             К1             К2            К2
                       УЗ 3
                К2             К3            К3

    • О вступлении в силу новых требований
    Предполагается, что новые требования вступают в силу с 1 сентября 2025 г., за исключением пункта 52 Требований, устанавливающего необходимость создания в распределённых информационных системах 1-го класса корпоративных центров сертификации оператора и использования аппаратных модулей безопасности персональных ЭВМ и серверов, страной происхождения которых является Российская Федерация, который вступает в силу с 1 сентября 2027 г.

    До вступления в силу новых требований применяются Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденные приказом ФСТЭК России от 13 февраля 2013 г. № 17.

    С даты вступления в силу перечисленных выше новых требований (1 сентября 2025 г.) приказ ФСТЭК России от 13 февраля 2013 г. № 17 утрачивает силу.

    В пояснительной записке к проекту приказа устанавливается, что принятие проекта приказа не потребует дополнительных расходов ‎из федерального бюджета, так как проект приказа основывается на действующих положениях нормативных правовых актов ‎и направлен на уже созданные и функционирующие элементы системы информационной безопасности Российской Федерации. Однако декларируемая необходимость использования мер, предусмотренных пунктом 52 Требований, явно потребует дополнительных затрат на реализацию этих мер.

    В заключение этого обзора целесообразно отметить, что для практического внедрения новых Требований потребуется существенная переработка соответствующих методических документов ФСТЭК России, в том числе Методического документа "Меры защиты информации в государственных информационных системах", утверждённого ФСТЭК России 11 февраля 2014 г.

    Возврат к списку